Цитата:
чем больше ИИ в игре, чем больше планет освоен тем ниже тем игры, постепенно из-за обилия переменных возникающих в игре скорость становится настолько медленной, что играть в принципе невозможно, и я боялся в какой-то момент дойти до такой же точки)
Это никак не относится к массивам. А относится к ИИ. Вернее особенности обработки решений ИИ.
Как правило новичками или лапухами не знакомыми с основами оптимизации, обработка ведется в каждый тик, и на каждый тик игры (каждый кадр) сотни ИИ принимают решения, путем обработки сотен операций, что и вешает ЦП, а не забивает RAM (оперативку). Нужно уметь оптимизировать работу ИИ и изучить этот вопрос.
Как правило оптимизация заключается в рассинхронизации работы ИИ, то есть чтобы ИИ принимали решение не каждый тик и не в один и тот же тик все ИИ принимали решение. Тогда на тик приходится примерно 1-10% принятий решений, что разгружает ЦП.
У тебя может быть куча свободной оперативы но полностью перегружен ЦП - тогда тоже будут тормоза.